История Ислама во Владимирской области яв­ляется неизученным явлением. Известно, что Влади­миро-Суздальские земли являлись соседом Волжской Булгарии, в которой Ислам принят государственной религией в 922 году, а распространяться начал еще раньше. Мусульманское влияние на территории со­временной Владимирской области было значитель­ным.

В X-XI веках велась активная торговля между булгарскими купцами и финно-угорским населени­ем, населявшимтерриторию современной Владимир­ской области (Окско-Клязьминского междуречья). Об этом свидетельствуют найденные клады дирхе­мов. Использовалась территория современной Вла­димирской области мусульманскими купцами и для транзита на территорию современной Московской области, где найдено 15 кладов куфических монет IX-X вв. Доказательством доверительных отношений волжских булгар с окскими финнами (меря, мурома) является факт массовой миграции финно-угорского населения на территорию Волжской Булгарии в X-XI вв. во время включения их земель в орбиту русской государственности. В «Сказании о царстве Казан­ском» говорится: «Наполни такими людьми землю ту еще ина черемиса, зовемая отяки, тое же глаго­лют ростовская чернь, забежавши та от крещения русского в болгарских жилищах». Е. П. Казаков связывает исход части мери и веси как с бегством от христианизации, так и с волнением конца XI в. в Суз­дальской земле.

В XI веке с образованием русских княжеств на территории современной Владимирской области наступил летописный период фиксации мусульман­ского влияния на данных землях. В татарской общи­не Владимирской области с этим периодом связан мифологический сюжет о якобы построенной Ан­дреем Боголюбским мечети в г. Владимире для своей жены-булгарки. Несмотря на свою гротескность этот сюжет показывает степень укорененности мусуль­ман на Владимирской земле и возведение ими своих корней к периоду основания города.

В ордынский период, последовавший за 1238 годом, интенсивность мусульманского влияния в русских княжествах резко возросла. Связано это с наличием в некоторых городах баскаков и с при­сутствием таких образований, как тьмы. Существо­вала тьма и в г. Муроме, где в те годы находилась резиденция «великого баскака Владимирского», а в некоторой литературе упоминается существование и Владимирской тьмы. Учитывая тот факт, что в ряде великокняжеских столиц размещались ханские под­ворья, можно гипотетически предположить наличие подобной резиденции и в г. Владимире. Об актив­ных торговых, культурных и политических связях Владимирской земли с Золотой Ордой и другими государствами Востока говорят многочисленные ар­хеологические свидетельства.

После ослабления в Орде центральной власти часть татарских феодалов переходила на службу к русским князьям. Следствием этого стало образо­вание ряда татарских анклавов, население которых впоследствии получило название «служилые тата­ры». Одним из мест поселения служилых татар была территория на стыке современных Владимирской и Ивановской областей (Вязниковский, Ландехский и др. районы), где XV-XVI вв. проживали мугреевские татары.

В постордынский период часть территории со­временной Владимирской области относилась к так называемой Казанской украине, где выходцам из царских и ханских родов отдавались в кормле­ние города. В разное время престолами татарских управляющих были города Юрьев-Польский, Влади­мир, Муром. К периоду, предшествующему ликви­дации мусульманского помещичьего земледелия на территории современной Владимирской области, существовали поместья дворян-мусульман Кулчумо- вых в Суздале, Тевкелевых во Владимирском уезде, Чегодаевых в Муромском уезде.

С XIX века фиксируется постоянное мусульман­ское население в регионе. В городах Владимире и

Муроме существовали места компактного прожива­ния (слободы) мусульман-татар. По утверждению А. К. Тихонова, в районе современного Тракторного за­вода в г. Владимире существовала Татарская слобо­да - компактное расселение татар, исчезнувшее не ранее 1940-х гг. Известно также, что в 1 877-78 гг. в г. Владимире проживало большое число турецких военнопленных. В 1886-91 гг. начальником Муром­ского гарнизона являлся X. А. Туганов По переписи 1 897 г. во Владимирской губернии проживало му­сульман 353 мужчины и 32 женщины.

Большой приток мусульманского населения при­шелся на советский период, когда промышленные предприятия Владимирской области вербовали та­тар Горьковской области, Чувашии и Мордовии.

Одной из причин, серьезно затрудняющих пои­ски истоков мусульманской общины г. Владимира, является подтверждаемый архивистами факт отсут­ствия выделенных мусульманских участков на клад­бищах города.

При полевых исследованиях был выявлен со­ветский период существования мусульманской об­щины в г. Владимире. Известны имя и регион проис­хождения неофициального муллы мусульманской общины г. Владимира в послереволюционный пе­риод и до середине XX в. - Фяттах абзи, уроженец Пензенской области. Начиная с середины XX в., неофициальными муллами г. Владимира являлись представители семьи Сафиных и других семей - вы­ходцев из Спасского района Горьковской области, переехавшие во Владимир в конце первой полови­ны прошлого столетия - Исмаил абзи, Яхья Абдул­ла улы, Шакир абзи, Хамзя абзи. Представители этих же династий оказали значительное влияние и на институционализацию современной мусульман­ской общины г. Владимира. Молитвенные собрания проводились в доме Шакира Сафина (Сокрова) по адресу: ул. Добросельская, 1 52 до тех пор, пока в 1992 г. ему как ветерану не была выделена квар­тира. На праздники собиралось по 60-70 человек, несмотря на то, что такое скопление народа не мог­ло остаться незамеченным, городские власти на это не реагировали.

Новый современный этап существования му­сульманской общины Владимирской области начал­ся в конце 1980-х гг.

Материал: Ислам в Центрально- Европейской части России.

Энциклопедический словарь. Москва-Нижний Новгород. 2009. С. Т10