Господь создал человека слабым. Слабым к тому, что его окружает, слабым к мирским соблазнам. Только обладатели истинной и крепкой веры в Творца могут противостоять грехопадению. Извечно зная натуру потомков Адама, Всевышний по Своей безграничной милости, до их последнего вздоха будет принимать покаяния и прощать, пока они искренне Его об этом просят.

Большинство верующих людей привыкли просить прощения у Всемогущего Аллаха только при наличии больших грехов. И если они замолены покаянием (тавба), то необходимости просить прощения у Аллаха они не видят. Насколько верно такое суждение с позиции Ислама? Рассмотрим этот вопрос на примере аятов Корана и хадисов Пророка Мухаммада, мир ему.

В сборнике имама Муслима приводится хадис Посланника Аллаха: “Я прошу прощения у Аллаха по сто раз в день”.

Абдуллах ибн Умар говорил: “Мы насчитали в одном из собраний, как посланник Аллаха, да будет над ним мир и благословение Аллаха, сто раз произнёс: “Раббигфирли ва туб `аляййя иннякя антэттавваббуль-гафур”. (Господи, прости меня и прими моё покаяние, поистине, Ты – Принимающий покаяния, Прощающий). (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Посланник Аллаха, да будет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Главное из взываний о прощении, это когда раб говорит:

“Аллахуммя энтэ рабби, ляя иляяхя илля энтэ, халактэни ва энэ `абдукя, ва энэ `аля ахдикя ва ва`дикя мэстэта`ту, а`узу бикя мин шэрри ма сана`ту, абуу ляка бини`матика `алаййя, ва абуу бизэнби, фагфирли фа инняху ля йагфируззунуубэ илля энтэ».

(О Аллах, Ты – мой Господь, нет бога, кроме Тебя, Ты сотворил меня, я – Твой раб, и я соблюдаю свой завет и обещание данное Тебе, по мере моих сил. Я прибегаю к Тебе от зла того, что я совершил, я признателен за Твои блага, и признаюсь Тебе в своём грехе. Прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя).

Относительно этой мольбы Пророк сказал: “Кто произносит это вечером и умирает в ту же ночь, войдёт в Рай; и если кто произносит это утром и умирает в тот же день, так же войдёт в Рай”. (аль-Бухари).

Несмотря на безгрешность Посланника Аллаха, мир ему, он не пренебрегал истигфаром (прошением прощения у Аллаха). Каждый день обращался к Аллаху с просьбой простить его более ста раз. Чистый от грехов Пророк давал знать своим сподвижникам, что он из числа благодарных рабов.

Уважаемые братья и сестры! Если наилучший из людей, безгрешный посланец Бога, тот, кто выполнял божественную миссию, просил у Аллаха прощения, то сколько же должны в таком случае произносить истигфары до конца своих дней грешники?!

Что касается коранических аятов о истигфаре, то в многим известной суре Ан-Наср (Помощь) Всевышний сказал:

«Когда непременно придет помощь Аллаха и победа, то ты увидишь людей толпами входящими в религию Аллаха. Так восславь же своего Господа хвалой и проси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния».

Эта сура еще раз подтверждает то, чтобы каждый человек, каждый раб Божий был благодарен Своему Господу за Его блага, за достижения данные Им, а благодарность выражал в восхвалении Аллаха и прошении у Него прощения.

На примере следующего хадиса становится ясно, что постоянное обращение к Творцу с истигфаром помогает человеку не только в жизни вечной, но и в этом – бренном мире.

Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто постоянно будет произносить истигфар, Всевышний Аллах покажет выход из любой тяготы и путь освобождения от каждой печали, и наделит его ризком (пропитанием, уделом) оттуда, откуда он и не представлял» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Сподвижники Пророка Мухаммада и их последователи наставления и действия своего учителя претворяли в свою жизнь и во всем старались на него походить. Так, например, Абу Хурайра в день произносил по двенадцать тысяч раз выражение «субханаллах». Когда его спросили: «Не много ли это?» Он ответил: «Я говорю это по количеству своих грехов». Разве могли быть грехи у человека, который жил рядом с Пророком Мухаммадом, передал огромное количество изречений и был богобоязненным рабом Аллаха?! Но несмотря на это считал себя пред Богом грешным, дабы не зазнаться, быть благодарным и истинным последователем Посланника Аллаха, мир ему.

Давайте взглянем на удивительную историю про пекаря и имама Ахмад ибн Ханбаля.

В один из дней имам Ахмад ибн Ханбаль находясь в пути на ночлег остановился в одном селе. Там его никто не знал. Увидев небольшую мечеть, имам вошел в нее, помолился и захотел лечь поспать. Только прилег, как его тут же толкнул сторож мечети и спросил: «Эй, ты что собираешься делать?», имам Ахмад ответил: «Спать». Тогда сторож возразил: «Это место не для сна!». Сторож не знал, что это Ахмад ибн Ханбаль, и имам сам об этом не поведал ему. Если бы сторож узнал о том, кто он, то, непременно, оставил бы в мечети. Однако Ахмад ибн Ханбаль не хвастался своим именем и положением, хотя очень был популярным в народе. Вдруг сторож воскликнул ему: «Выходи из мечети!». Имам ответил: «Дай мне поспать хоть немного». Тот говорит: «Нет, ты не будешь здесь спать, нам запретили это, уходи». И выгнал его из мечети.

Тогда имам Ахмад лег спать у мечети на землю. Сторож вернулся к нему и гневно спросил: «Что ты делаешь?». Имам ответил: «Сплю здесь, у дверей мечети». Он говорит, что даже у дверей запрещено. И вот этот сторож, не зная кто находится перед ним, потащил его и бросил на обочину дороги. К счастью, имама увидел пекарь, работавший ночью замешивая тесто, чтобы утром испечь хлеб. Он подошёл к нему с жалостью к его положению и сказал: «Пойдём ко мне в пекарню, отдохнёшь там. Там тепло и удобно, будешь сегодня моим гостем». Имам поднялся, зашёл в пекарню и стал наблюдать как пекарь замешивает тесто, и он увидел, что с каждым движением при замешивании теста, пекарь произносит «астагфируллах» (я прошу у Аллаха прощения). Имаму Ахмаду стало интересно и спросил его: «Давно ли так поступаешь, размешивая тесто?». Пекарь ответил: «С давнего времени». Имам Ахмад тогда вновь спросил: «Увидел ли ты плоды своего прошения прощения?» Тот ответил: «Да!». Он спросил: «А что это за плоды?». Пекарь ответил: «Чего бы я ни попросил у моего Господа, Он обязательно отвечает на все мои мольбы, на все, кроме одной». Имам спросил: «Что же это за мольба?» Тот ответил: «Я попросил моего Господа показать мне имама Ахмада ибн Ханбаля». Тогда имам воскликнул: «Аллах Велик! Всевышний ответил на твою мольбу. Я имам Ахмад ибн Ханбаль, которого Аллах через тернии привел к тебе!».

Обратите внимание, уважаемые братья и сестры, истигфар это не только обращение к Аллаху с целью замолить свои грехи. За истигфар обещаны райские сады, выход из любой тяготы и путь освобождения от каждой печали, увеличение пропитания и ответ Всевышнего на мольбы верующего!

Даже заканчивая собрания, встречи, посиделки, считается сунной (традицией Пророка Мухаммада) обратиться к Аллаху со следующей мольбой, в смысл которой заложен истигфар: «Субхээнэкя Аллахуммя ва бихэмдикя, эшхэду элляя иляяхя илля энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйк» (Слава Тебе, о Аллах, и хвала, свидетельствую, что нет бога кроме Тебя, я прошу у Тебя прощения и каюсь пред Тобой).

Проповедь прочитана во Владимирской мечети 25.03.2016