История Ислама во Владимирской области является неизученным явлением. Известно, что Владимиро-Суздальские земли являлись соседом Волжской Булгарии, в которой Ислам принят государственной религией в 922 году, а распространяться начал еще раньше. Мусульманское влияние на территории современной Владимирской области было значительным.
В X-XI веках велась активная торговля между булгарскими купцами и финно-угорским населением, населявшимтерриторию современной Владимирской области (Окско-Клязьминского междуречья). Об этом свидетельствуют найденные клады дирхемов. Использовалась территория современной Владимирской области мусульманскими купцами и для транзита на территорию современной Московской области, где найдено 15 кладов куфических монет IX-X вв. Доказательством доверительных отношений волжских булгар с окскими финнами (меря, мурома) является факт массовой миграции финно-угорского населения на территорию Волжской Булгарии в X-XI вв. во время включения их земель в орбиту русской государственности. В «Сказании о царстве Казанском» говорится: «Наполни такими людьми землю ту еще ина черемиса, зовемая отяки, тое же глаголют ростовская чернь, забежавши та от крещения русского в болгарских жилищах». Е. П. Казаков связывает исход части мери и веси как с бегством от христианизации, так и с волнением конца XI в. в Суздальской земле.
В XI веке с образованием русских княжеств на территории современной Владимирской области наступил летописный период фиксации мусульманского влияния на данных землях. В татарской общине Владимирской области с этим периодом связан мифологический сюжет о якобы построенной Андреем Боголюбским мечети в г. Владимире для своей жены-булгарки. Несмотря на свою гротескность этот сюжет показывает степень укорененности мусульман на Владимирской земле и возведение ими своих корней к периоду основания города.
В ордынский период, последовавший за 1238 годом, интенсивность мусульманского влияния в русских княжествах резко возросла. Связано это с наличием в некоторых городах баскаков и с присутствием таких образований, как тьмы. Существовала тьма и в г. Муроме, где в те годы находилась резиденция «великого баскака Владимирского», а в некоторой литературе упоминается существование и Владимирской тьмы. Учитывая тот факт, что в ряде великокняжеских столиц размещались ханские подворья, можно гипотетически предположить наличие подобной резиденции и в г. Владимире. Об активных торговых, культурных и политических связях Владимирской земли с Золотой Ордой и другими государствами Востока говорят многочисленные археологические свидетельства.
После ослабления в Орде центральной власти часть татарских феодалов переходила на службу к русским князьям. Следствием этого стало образование ряда татарских анклавов, население которых впоследствии получило название «служилые татары». Одним из мест поселения служилых татар была территория на стыке современных Владимирской и Ивановской областей (Вязниковский, Ландехский и др. районы), где XV-XVI вв. проживали мугреевские татары.
В постордынский период часть территории современной Владимирской области относилась к так называемой Казанской украине, где выходцам из царских и ханских родов отдавались в кормление города. В разное время престолами татарских управляющих были города Юрьев-Польский, Владимир, Муром. К периоду, предшествующему ликвидации мусульманского помещичьего земледелия на территории современной Владимирской области, существовали поместья дворян-мусульман Кулчумо- вых в Суздале, Тевкелевых во Владимирском уезде, Чегодаевых в Муромском уезде.
С XIX века фиксируется постоянное мусульманское население в регионе. В городах Владимире и
Муроме существовали места компактного проживания (слободы) мусульман-татар. По утверждению А. К. Тихонова, в районе современного Тракторного завода в г. Владимире существовала Татарская слобода - компактное расселение татар, исчезнувшее не ранее 1940-х гг. Известно также, что в 1 877-78 гг. в г. Владимире проживало большое число турецких военнопленных. В 1886-91 гг. начальником Муромского гарнизона являлся X. А. Туганов По переписи 1 897 г. во Владимирской губернии проживало мусульман 353 мужчины и 32 женщины.
Большой приток мусульманского населения пришелся на советский период, когда промышленные предприятия Владимирской области вербовали татар Горьковской области, Чувашии и Мордовии.
Одной из причин, серьезно затрудняющих поиски истоков мусульманской общины г. Владимира, является подтверждаемый архивистами факт отсутствия выделенных мусульманских участков на кладбищах города.
При полевых исследованиях был выявлен советский период существования мусульманской общины в г. Владимире. Известны имя и регион происхождения неофициального муллы мусульманской общины г. Владимира в послереволюционный период и до середине XX в. - Фяттах абзи, уроженец Пензенской области. Начиная с середины XX в., неофициальными муллами г. Владимира являлись представители семьи Сафиных и других семей - выходцев из Спасского района Горьковской области, переехавшие во Владимир в конце первой половины прошлого столетия - Исмаил абзи, Яхья Абдулла улы, Шакир абзи, Хамзя абзи. Представители этих же династий оказали значительное влияние и на институционализацию современной мусульманской общины г. Владимира. Молитвенные собрания проводились в доме Шакира Сафина (Сокрова) по адресу: ул. Добросельская, 1 52 до тех пор, пока в 1992 г. ему как ветерану не была выделена квартира. На праздники собиралось по 60-70 человек, несмотря на то, что такое скопление народа не могло остаться незамеченным, городские власти на это не реагировали.
Новый современный этап существования мусульманской общины Владимирской области начался в конце 1980-х гг.
Материал: Ислам в Центрально- Европейской части России.
Энциклопедический словарь. Москва-Нижний Новгород. 2009. С. Т10