Нашумевшее интервью адвоката Дагира Хасавова, в котором он говорил о необходимости введения в России шариатских судов, наглядно иллюстрирует болезненный интерес общества к этой теме. Между тем, если специальные суды для мусульман в России ввести пока никто не отважился, то планы по развитию исламского банкинга у нас претворяются в жизнь уже достаточно давно.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Одними из крупнейших центров исламских финансов в мире являются... Лондон и Люксембург (города далеко не мусульманские!). Сегодня исламский банкинг бросил решительный вызов традиционной западной экономической системе, которая переживает очередную острую фазу глобального кризиса.

Закят, вакф, сукук, риба, гарар, майсир, мурабаха, мушарака… Для большинства россиян эти реалии исламских финансов - просто пугающие слова. А зря. Понять их часто даже проще, чем сложные западные инструменты, такие, например, как кредитно-дефолтный своп. Все дело в том, что в сердце этой системы лежит не извлечение прибыли, а этика. Исламская экономическая модель основана на законах шариата, который запрещает давать деньги в долг под проценты и вкладывать средства в проекты, не отвечающие критерию нравственности. Звучит как утопия, но на деле многим странам удалось эффективно воплотить ее в жизнь. Более того, по данным Исламского банка развития, "индустрия" исламских финансов уверенно растет на 15% в год. Впрочем, России пока не удается ухватить кусок этого пирога, поскольку россияне считают, что исламский банкинг - это форма отправления религиозного культа, а не альтернативная форма ведения бизнеса.

Исламский бум

Исламский банкинг развивается стремительно. Первая такая кредитная организация - Mit Ghamr Bank - была создана в Египте всего пятьдесят лет назад, в 1963г., однако уже в 90-х гг. исламский банкинг начал триумфальное шествие по планете. Такой бум был вызван элементарной потребностью разбогатевших от продажи черного золота жителей арабских стран в инвестициях. Шариат запрещает многие традиционные западные финансовые инструменты, отсюда берет начало идея создать банк, отвечающий религиозным требованиям инвесторов. Однако эта простая идея "сети клубных банков" переросла в нечто большее, и сегодня в мире уже около тысячи таких банков, и они пользуются популярностью не только у мусульман.

Что же в исламских банках такого привлекательного? В первую очередь, совершенно иной подход к финансам. Если в традиционной западной экономической модели получение прибыли является самоцелью, то для исламского банкинга важна не столько цель, сколько средства. В этом отношении примечательны основные принципы исламских финансов: запрет на майсир (азартную игру, договоры с неопределенными условиями), гарар (сделки с неопределенностью, например на игру со временем при торговле фьючерсами) и рибу (на выдачу денег под процент, ростовщичество). Фундаментальное правило здесь - запрещено все, что делает богатых еще богаче за счет того, что бедные становятся еще беднее. Социально популярная идея, не правда ли?

Мировым центром исламского банкинга является сегодня Малайзия, которой, благодаря развитию рынка и бизнеса по законам шариата, удалось превратиться из экономически бесперспективной страны в одного из "азиатских драконов". Динамично развивается этот рынок, разумеется, и в традиционных мусульманских странах - Бахрейне, Катаре, ОАЭ и других. Однако примечательно другое - многие европейские страны активно используют инструменты исламского банкинга. Так, немецкий Deutsche Bank организовал мусульманский инвестиционный фонд, в Великобритании был создан Исламский банк, итальянский Милан пережил настоящий бум "этических" инвестиций по шариату, а Лондонская фондовая биржа (LSE) и вовсе обогнала некоторые арабские страны по объему обращаемых на ней исламских облигаций (сукук).

С одной стороны, популярность такого рода финансовых инструментов в Европе можно объяснить ростом числа мигрантов из Турции (в Германии) и из Сенегала (во Франции), которые с улучшением своего материального положения начинают проявлять интерес к инвестированию. С другой стороны, в Европе в последнее время все более популярными становятся "этические" вложения, к разряду которых как раз и относятся исламские. Например, Дания и Норвегия как альтернативу религиозному инвестированию развивают экологическое, которое также пользуется популярностью для диверсификации сбережений населения. Однако массового перехода на "халяльное" инвестирование ждать не приходится, поскольку разница в доходности между исламским банкингом и традиционными для западного мира финансовыми инструментами невелика или вовсе равна нулю.

Для примера можно сравнить динамику фондового индекса Dow Jones Global Index и шариатского Dow Jones Islamic Market World Index. В целом они торгуются примерно синхронно, но во втором случае результаты немного лучше. Так, если в прошлом году первый индекс просел на 10%, то второй - на 7%, а в 2010г. первый продемонстрировал рост на 11,89%, второй же - на 12,81%.

Таким образом, отмечают эксперты, хотя исламский банкинг часто и противопоставляет себя западному миру, торгуясь на его биржах, он является неотъемлемой частью традиционной экономической системы, а потому зависим от любых кризисных явлений в глобальной экономике.

Идеология вложений

Безусловно, самыми этическими в мире исламских финансов являются вакф и закят. Объяснить суть этих понятий западному человеку проще простого. К примеру, если бы Билл Гейтс жил в арабском мире, его отчисления в благотворительный фонд вполне можно было бы считать закятом, а строительство Брэдом Питтом домов для бедняков в Новом Орлеане подходит под определение "вакф". Закят - это обязательная милостыня, один из столпов ислама, согласно которому каждый должен отдавать часть своего дохода нуждающимся. Вакф - это добровольная передача имущества в их же пользу.

В России этим же занимаются московский благотворительный фонд "Солидарность" и казанский "Закят". Во время Рамадана в 2011г. "Солидарность" собрала рекордную сумму - более 17 млн руб. пожертвований, среди которых закят составил 13 млн руб. В результате более тысячи семей получили помощь в виде продуктов питания и лечения.

Самый известный инструмент в исламских финансах - это, конечно, сукук. Он в целом похож на долговую ценную бумагу - облигацию, но с одним нюансом: кредитор получает нефиксированный доход за счет прибыли финансируемой компании, фактически это доля в каком-то предприятии. Причем рынок сукук - это не только корпоративный сектор, но и суверенные заимствования. Примерно треть всех таких облигаций в мире выпускает Малайзия, около 55% - страны Персидского залива, 8-10% - другие страны.

По словам старшего аналитика ИГ "Норд-Капитал" Максима Зайцева, кардинальных отличий у суверенных сукук по сравнению с традиционным суверенными облигациями нет. Они также могут иметь купон, обращаться на вторичном рынке, но при этом обязательно имеют целевой характер финансирования, т.е. выпускаются под определенные проекты. "Что касается Казахстана и Татарстана, которые анонсировали их эмиссию, но не стали выпускать, то там развиты и традиционные формы финансирования. В России пока не было прецедентов по выпуску сукук, но если подобное размещение пройдет, то спрос на данный инструмент будет прежде всего определяться, как и в случае с обычными облигациями, условиями погашения, кредитным качеством эмитента и ликвидностью на вторичном рынке", - уверен эксперт.

Хотя прецедентов и не было, анонсы эмиссий сукук будоражили российский рынок несколько раз. Самые громкие из них пришлись на предкризисные годы, и именно спад в экономике вынудил эмитентов попридержать коней. Так, в корпоративном секторе о планах по выпуску сукук заявлял "ВТБ-Лизинг", который намеревался выпустить исламские облигации на 200 млн долл. Однако кризис охладил страсть инвесторов и эмитентов к "экзотике".

Практически все инструменты инвестирования по шариату имеют альтернативы в мире западных финансов. Так, мушарака очень похожа на всем знакомый ПИФ, с тем лишь отличием, что запрещено инвестировать в алкоголь, игорные заведения и т.п. Несколько лет назад "Брокеркредитсервис" запустил открытый паевой инвестиционный фонд акций "БКС - Фонд "Халяль", который инвестирует в акции только тех эмитентов, которые одобрены специальной комиссией. В результате на июнь 2012г. в этом списке значатся бумаги прежде всего металлургов и энергетиков - "РусГидро", "Полиметалл", "Норникель" и другие. Доходность у фонда пока среднерыночная: за 3 года стоимость пая выросла на 37%, при этом за последние 12 месяцев она упала на 22%. Стоимость активов фонда составляет немногим более 8 млн руб., что значительно меньше других пакетов того же БКС, а значит, интерес инвесторов пока незначителен.

История одной неудачи

В России проживают 25 млн мусульман, и с каждым годом благодаря постоянно растущей миграции их становится больше. Тем не менее пока большинство попыток удовлетворить их инвестиционные потребности оканчивались провалом. Для сравнения: в Лондоне мусульман всего 3 млн человек, однако там исламские финансы развиты не в пример лучше, чем в России и даже чем в Турции и Бангладеш.

В России внедрение технологий исламских финансов окутано тайнами и загадками, оно неизменно драматично. В 1999г. в Москве несколько дагестанцев предприняли на свой страх и риск попытку создать банк, работающий на основе шариата (это был "Бадр-Форте Банк"), однако он просуществовал всего семь лет и особой популярностью среди населения не пользовался. В Татарстане также в злополучном 1999г. был принят закон о вакуфе, который впоследствии был опротестован как несоответствующий федеральному законодательству РФ. Затем развитие исламских финансов продолжилось поступательно, осторожно, и вот уже в этом году исламские финансы вновь оказались в центре внимания, более того, издание Islamic Finance News даже признало первую исламскую сделку "Ак-Барс Банк" (на 60 млн долл.) лучшей в Европе в 2011г. А в начале июня казанский страховщик начал выдавать исламские страховые полисы, которые стали первыми такими продуктами в России.

Министр экономики Ингушетии Магомет Яндиев, отвечая на вопрос РБК о вялом интересе в России к исламским финансам, выразил мнение, что причина кроется в слабом банковском секторе, который боится конкуренции. Что касается успеха Великобритании в данной сфере, то, как отмечает высокопоставленный чиновник, в этой стране существует устойчивая банковская система с многовековой историей, столпом которой является конкуренция. "Финансовые власти ведут политику, направленную на привлечение в Лондон как можно большего количества финансовых институтов, рассчитывая, что конкуренция избавит рынок от малоэффективных институтов в пользу любых других, даже если они будут такие экзотические, как исламские", - говорит М.Яндиев, отмечая при этом, что в России обратная ситуация: банковский сектор слабый, неустойчивый и нуждается (по мнению собственников) в ограждении от излишней конкуренции, особенно в лице иностранных банков.

Кроме того, по его словам, слабый интерес проявляют к экзотическим инструментам и физические лица. "Большинство жителей России не только про исламские финансы, но и вообще про финансы не так уж и много знают", - сетует ингушский министр на финансовую неграмотность, подчеркивая, что россияне не хотят разбираться в новых финансовых продуктах и предпочитают самые консервативные стратегии защиты сбережений. При этом, полагает М.Яндиев, многие граждане РФ не понимают, что "исламский банкинг - это не форма отправления религиозных потребностей, а альтернативная форма ведения бизнеса".

По его мнению, несмотря на такое важное преимущество исламских финансов перед традиционными, как отсутствие кредитов, эти инструменты не могут пока помочь глобальной экономике выйти из острой фазы кризиса. "Однако в будущем, конечно же, да, смогут. Отказ от высокорисковых финансовых инструментов и операций существенно сократит спекулятивный характер мировой финансовой системы, а принцип разделения рисков и прибылей вынудит инвесторов на порядок строже и ответственнее подходить к отбору и сопровождению инвестиционных проектов", - оптимистично смотрит в будущее М.Яндиев.

Однако пока в России даже мусульмане отдают предпочтение стандартным банковским продуктам, а остальные думают, что все связанное с исламом - опасно. Тенденция очевидна: на восточном фронте без перемен.

Алина Евстигнеева, РБК
14 июня 2012 г.